Как решить проблему современной школы?

Как решить проблему современной школы?

s
Блог

Как решить проблему современной школы?

Систему образования в России сегодня не ругает только ленивый. Достаточно посетить любой из тематических форумов в интернете, где обсуждают современную школу, и вас буквально с головой «накроет» волна общественного негодования. Часто объектом нападок становится  несоответствие знаний учащихся актуальным жизненным вызовам. Дыма без огня не бывает, в российском образовании действительно есть системные проблемы, требующие самых решительных мер по их устранению. Когда их не было.

Но, согласитесь, такими критиками, а это часто представители среды родителей, руководят эмоции, прежде всего. А оценить ситуацию объективно, понимая все причины и следствия, и предложить реальные, работающие решения могут только профессионалы. И при всей действительной необходимости слушать и слышать мнения родителей, нужно еще и знать, какие выходы видят люди опытные, авторитетные.

Вот, к примеру, как очень точно сформулировал одну из важных проблем в образовании философ и методолог Георгий Петрович Щедровицкий: «Известно, что быстрое и прочное усвоение знаний, умение быстро найти правильное решение в новой производственной или жизненной обстановке во многом зависят от правильного воспитания внимания, памяти и в особенности мышления учащихся.

Но существующие методы обучения почти не обеспечивают сознательной и систематической работы учителя по формированию этих психических деятельностей. При существующей практике обучения они складываются, как правило, стихийно. Учитель, по существу, не знает, чему он учит – каким видам и типам знаний и деятельностей. Не знает он потому, что это еще не исследовано в науке. А вследствие этого ни методист, ни учитель не могут сознательно построить сам процесс обучения.

Огромную роль поэтому, как в прежние времена, играет подражание учащихся: учитель показывает, а ученик должен “схватить” его способ деятельности. Как ученик при этом действует, как он схватывает, – это остается вне контроля учителя. Как должен учащийся схватить, – этого учитель тоже не знает. Если учащиеся не схватили, не поняли с первого раза, учитель повторяет свою деятельность еще раз, а потом – еще и еще. Но деятельность ученика остается по-прежнему неконтролируемой» (Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. – М., 1993, с. 25).

Как же решить эту задачу? И возможно ли? Отвечаем со всей ответственностью, можно и нужно. Хотя это довольно непростой и небыстрый путь. Мы, например, во всех организациях международного образовательного консорциума «Диалог»: в Сургуте – вот уже 30 лет, в Англии 8 лет, в Москве и Ханты-Мансийске – по 5 лет, занимаемся целенаправленным и последовательным повышением профессиональной культуры педагогов иноязычного образования.

При этом активно развиваем именно диагностические умения учителя. И подразумеваем, в первую очередь, его умение увидеть и интерпретировать не только результат деятельности, но и сам процесс образования: вчера  – сегодня – завтра – в будущем! Делаем это исключительно на научной основе, по технологии образования профессионала профессора Журавлевой Л.В. и на основе коммуникативной методики обучения иноязычному общению (устар. термин, правильно: методики иноязычного образования) профессора Пассова Е.И.

Да, мы развиваем учителей, а потом даём им практику работы в классе под руководством наставника и экспертов службы качества по коммуникативной методике образования (устар. термин, правильно: методики иноязычного образования) Пассова. И, что важно, каждый из учителей, желающих повысить свою профессиональную культуру, может увидеть своими глазами, как эта модель работает на практике – в Москве, Англии или Сургуте.