Оптимизация бизнес-процессов компании

Оптимизация бизнес-процессов компании

3
Блог

Оптимизация бизнес-процессов компании

Оптимизация бизнес-процессов компании: пошаговая инструкция и разбор ошибок

Анализ и оптимизация бизнес-процессов помогает упорядочить текущие дела и наладить работу. Несмотря на то, что такая задача кажется тривиальной, не у каждого руководителя есть знания и навыки для ее практической организации. Так, компании по оптимизации бизнеса начинаются с описания текущего положения дел и заканчиваются переориентацией сотрудников на новый формат. С этой целью нужно продумать стратегию развития, обладать знаниями, помогающими организовать профессиональный подход к этому вопросу. 

Что такое бизнес-процесс в компании

Действия по оптимизации бизнес-процессов начинаются с их создания и запуска. Они предназначены для достижения определенных целей, которые преследуют заказчики этого процесса. Например, студент заказывает учебные материалы, которые становятся его целью. По ним они получают новые знания, отрабатывают ранее полученные навыки. Этот тип пособий доставляется учащемуся в соответствии с бизнес-процессом, который организует образовательный центр.

Оптимизация бизнеса требуется в тех случаях, когда возникают проблемы, связанные с организацией внутренних подразделений компании. Это может проявляться в следующих моментах:

  • Низкая скорость действий сотрудников. Например, долгая обработка заявки, бумажная волокита перед тем, как проблема доходит до специалиста и т.д.
  • Наличие незадействованных работников и неиспользуемых технологий.
  • Отсутствие прямого контроля за рабочим процессом.

Система оптимизации бизнес-процессов приводит в порядок все показатели компании путем поиска проблемных моментов, помогая их своевременному устранению.

Что значит оптимизация бизнес-процессов

Оптимизация бизнес-процессов в организации — это способ усовершенствования определенного подразделения компании. Это помогает в следующих вопросах:

  • Снижение себестоимости предлагаемых услуг.
  • Повышение качества продукции компании.
  • Достижение прозрачности проводимых финансовых операций.
  • Сокращение времени на работу по различным операциям.
  • Формирование системы контроля за работой сотрудников.
  • Перераспределение ресурсов, помогающих оптимальному развитию компании.
  • Развитие менеджмента.

Инструменты оптимизации бизнес-процессов выбираются в соответствии с местом компании на рынке и особенностями ее внутреннего развития.

Оптимизация бизнес-модели требуется, если в компании наблюдается:

  • Несогласованность сотрудников при принятии решения.
  • Отсутствие четко прописанных этапов работы и сроков дачи проектов.
  • Отсутствие контроля за результатами текущих заданий.
  • Плохое качество работы.
  • Размытые сферы ответственности сотрудников различных отделов.
  • Ухудшение или стагнация основных рабочих показателей при увеличении численности работников.

В этом случае методология оптимизации бизнес-процессов предполагает первоначальную организацию аудита, а затем проведение процесса оптимизации.

 

Я гарантирую результат нашего с вами сотрудничества!

Потому что:

4 правила оптимизации бизнес-процессов компании

Цели оптимизации бизнес-процессов так или иначе лежат в области увеличения показателей прибыли организации. Это достигается путем уменьшения проблемных моментов и увеличения производительности труда. Существуют различные методики оптимизации бизнес-процессов, однако для всех характерно соблюдение четырех правил, лежащих в основе любой работы по оптимизации:

  1. Первое правило: всегда начинать с основ. Основой оптимизации можно считать выделение текущих бизнес-процессов, их разделение на группы в соответствии с различными параметрами. При анализе учитываются такие показатели как, например, продолжительность работы компании, востребованность услуги на рынке и т.д. Все это заносится в специальную карту, наглядно отображающую рабочие моменты.
  2. Второе правило: переход совершается от частного к общему. Так, каждый бизнес-процесс разбирается отдельно с учетом его специфики. Например, если рассматривается число поступивших заявок от клиентов, учитываются основные каналы трафика, ценовая политика, привлекательность коммерческого предложения, юзабилити сайта и т.д.
  3. Третье правило: плавные изменения. Оптимизация бизнес-процессов компании не обходится без нововведений. На этом этапе специалист просчитывает последствия изменений в соответствии с проанализированными позициями и помогает предотвратить возможные проблемы после их введения.
  4. Четвертое правило: учет человеческого фактора. Оптимизация бизнес-процессов предприятия иногда встречает сопротивление у сотрудников, не желающих быстро приспосабливаться к изменениям. В этом случае необходимо обладать достаточными профессиональными компетенциями, чтобы объяснить им новые принципы бизнес-структуры и поощрить их соблюдать.

Основные методы оптимизации бизнес-процессов

Оптимизация бизнес-процессов связана со спецификой работы компании, текущими целями и достигнутыми показателями. Так, существуют следующие основные виды оптимизации бизнеса:

  • Инжиниринг — помогает сформировать технологическую базу для функционирования компании на основе информационных технологий. Он использует технологии менеджмента для организации работы как отдельных подразделений, так и компании целиком. 
  • Реинжиниринг — это реорганизация внутренних процедур компании для увеличения результативности. Предыдущие бизнес-процессы устраняются, и на смену им приходят новые технологические разработки. Параллельно происходит очистка кадров, объединение отделов, перераспределение ресурсов и т.д. 
  • Метод непрерывного совершенствования. Развитие и оптимизация бизнеса происходят за счет поэтапного внедрение изменений. Сначала новая методика тестируется на отдельных подразделениях, затем при успешном прохождении тестов внедряется в работу всей компании. 
  • Total Quality Management. Методы оптимизации бизнес-процессов этого направления помогают созданию востребованного продукта. Он вводится вместо предыдущего или разрабатывается параллельно с ним, чтобы провести комплексную оценку и выбрать наилучший вариант.

Как провести подготовку к оптимизации бизнес-процессов

Перед тем, как заняться подготовкой, важно понять, кто занимается оптимизацией бизнес процессов. Начальники не всегда могут правильно организовать этот процесс, поэтому нужно привлекать профессионала, обеспечивающего полноценное руководство. В противном случае бизнесу может грозить уменьшение показателей прибыльности и производительности после внедренных изменений.

Работа со специалистом предполагает назначение руководителя, ответственного за успешную реализацию нового проекта. Обычно это генеральный директор или его заместитель в одном из направлений. Совместно с руководителем происходит разработка состава группы, занимающейся внедрением организационных изменений. Внутренние сотрудники получают задачу усовершенствовать имеющиеся бизнес-процессы, в то время как сторонний специалист использует методы оптимизации бизнес-моделей.

Пошаговая инструкция по оптимизации бизнес-процессов в компании

Сформированный отдел оптимизации бизнес-процессов занимается последовательным решением следующих задач:

  1. Установление цели оптимизации. Постановка задач оптимизации бизнес-процессов происходит через реализацию вопросно-ответного метода. Он помогает понять, насколько необходимы компании предлагаемые изменения. Ключевым вопросом становится «зачем?», что помогает осознать необходимость введения определенных позиций. Благодаря правильно заданным вопросам выясняется, насколько корректны цели компании на текущий период. Правильная формулировка позволяет не тратить ресурсы и силы на незначительные задачи.
  2. Выделение частей бизнес-процессов. Все бизнес-процессы делятся на несколько составных частей, которые изменяются в соответствии с оптимизацией. К ним относятся объекты — материалы, с которыми взаимодействуют, субъекты — сотрудники, участвующие в процессе, ресурсы, точки входа и выхода. Важно, чтобы между всеми этими частями была взаимосвязь, позволяющая своевременно выполнять свои обязанности и выходить на клиента.
  3. Разделение сфер ответственности. Все этапы реорганизации должны выполняться отделом оптимизации бизнес-процессов, функции которого состоят в решении персональных задач. Нельзя поручать налаживать процесс одному сотруднику. Успешность внедрения изменений обеспечивается разделением обязанностей работников.
  4. Внесение изменений. Новая система функционирования бизнес-процессов должна отображаться во всех документах компании: графиках, инструкциях, нормативных актах и т.д. Для этого необходимо предварительно подготовить всех сотрудников путем проведения презентаций и семинаров по использованию новых методик.

 

Простой пример оптимизации бизнес-процессов

Задача оптимизации бизнес-процессов заключается в наглядной демонстрации того, как может работать компания после проведения изменений. Поэтому этот процесс лучше всего проиллюстрировать наглядным примером, демонстрирующим важность оптимизационных нововведений. Пример оптимизации бизнес-процесса

Возьмем типичную ситуацию для многих компаний. Есть сотрудник, занимающийся заключением договором с клиентами на оказание услуг. У него много рабочей нагрузки, иногда приходится задерживаться допоздна. Сотрудник старается поскорее сделать свою работу, что неизбежно приводит к возникновению ошибок в документах. Это негативно сказывается на работе компании и не устраивает клиентов, получающих медленно оформленный договор, в котором, к тому же, содержатся недочеты.

Для заключения договора клиенты должны были предоставить значительный пакет документов, проверка которого проходила по памяти. Это отнимало много времени, особенно в тех случаях, когда клиенты забывали принести что-то из требуемого комплекта. На каждом документе требовалась заверяющая подпись, что также отнимало время из-за дублирования.

В результате проведенной оптимизации были внесены следующие изменения:

  • Производится чек-лист, в котором представлен перечень всех документов, участвующих в составлении договора. Там можно ставить отметку о приеме нужного свидетельства.
  • Клиенты получают такую памятку при обращении, чтобы точно знать, какие документы понадобятся.
  • У сотрудника появляется штамп, заменяющий ручную подпись, что значительно экономит время.

Пример оптимизации бизнес-процесса показывает, как можно сократить количество ненужных действий, улучшив при этом качество работы. 

ТОП-5 ошибок оптимизации бизнес-процессов

Критерии оптимизации бизнес-процессов позволяют строго очертить рамки будущего результата, на который может рассчитывать компания. Без заранее оговоренных рамок в ходе работы могут возникать следующие проблемы:

  • Стремление к глобальным изменениям без устойчивой базы.
  • Формальная оптимизация бизнес-процессов.
  • Желание получить идеальный результат.
  • Проведение работы, не учитывающей реалии рынка.
  • Отсутствие предварительной подготовки сотрудников перед внедрением изменений.

Читайте другие статьи по теме

Вам может быть интересно ознакомиться с материалами, относительно профессионального описания бизнес-процессов, а также со статьей, рассказывающей о принципах проведения оптимизации «под ключ». Из них вы узнаете, как происходит работа по оптимизации, какие проблемы она способна решить, а также как это сказывается на функционировании компании.

Наши продукты

Правильным будет рассмотрение оптимизации бизнес-процессов как способа уменьшения затрат и увеличения доходности компании. Для этого мы предлагаем следующие форматы взаимодействия:

  • Организация аудита с выездом на место. Срок такой работы — 3 дня, результатом становится предоставление полной отчетности с описанием текущих бизнес-процессов и планов по внедрению новых методик.  Стоимость составляет 89 000 рублей, плюс проживание и трансфер из Москвы.
  • Стажировка педагога или руководителя в Англии. Срок стажировки — 10 дней, за которые специалист набирается опыта на примере реальных социальных практик, посещает методические семинары и занятия. Стоимость — 239 000 рублей за человека.

Проведение стажировки руководителей в Сургуте или Москве. В ходе обучения происходит изучение вопросов по организации бизнеса, процессов управления персоналом и технического обеспечения компании. Стоимость одного дня в Сургуте — 29 000 рублей, в Москве — 39 000 рублей. 

Бесплатная

Консультация